Характеристика испытуемых по шкальной оценке

№1. Характеризуются низким уровнем проявления коммуникативных и организаторских склонностей (КОС).

№2. КОС присущи на уровне ниже среднего. Они не стремятся к общению, чувствуют себя скованно в новой компании, коллективе, предпочитают проводить время наедине с собой, ограничивают свои знакомства, испытывают трудности в установлении контактов с людьми и выступлении перед аудитории, плохо ориентируются в незнакомой ситуации, не отстаивают свое мнение, тяжело переживают обиды, проявление инициативы в общественной деятельности крайне занижено, во многих делах предпочитают избегать принятия самостоятельных решений.

№3. Характерен средний уровень проявления КОС. Они стремятся к контактам с людьми, не ограничивают круг своих знакомств, отстаивают свое мнение, планируют свою работу , однако потенциал их склонностей не отличается высокой устойчивостью. Такие люди нуждаются в дальнейшей серьезной и планомерной работе по формированию и развитию КОС.

№4. Относятся к группе с высоким проявлением КОС. Они не теряются в новой обстановке, быстро находят друзей, постоянно стремятся расширить круг своих знакомых, занимаются общественной деятельностью, памогают близким, друзьям, проявляют инициативу в общении, с удовольствием принимают участие в организации общественных мероприятий, способны принять самостоятельное решение в трудной ситуации. Все это они делают не по принуждению, а согласно внутренним устремлениям.

№ 5. Обладают очень высоким уровнемпроявления КОС. Они испытывают потребность в коммуникативной и организаторской деятельности и активно стремятся к ней, быстро ориентируются в трудных ситуациях, непринужденно ведут себя в новом коллективе, инициативны, предпочитают в важном деле или в создавшейся сложной ситуации принимать самостоятельные решения, отстаивают свое мнение и добиваются, чтобы оно было принято товарищами, могут внести оживление в незнакомую компанию любят организовывать всякие игры, мероприятия, настойчивы в деятельности, которая их привлекает. Они сами ищут такие дела, которые удовлетворяя ли бы их потребность в коммуникации и организаторской деятельности .

Задание 14

Изучив характеристики каждого вида темперамента, заполните таблицу, отметив (*) степень динамической активности его проявлений (* -низкая, ** - средняя, *** - высокая степень).

Показатели активности темперамента Вид темперамента
сангвиник холерик флегматик меланхолик
Активность
Реактивность
Темповые характеристики
Эмоциональность
Тревожность
Чувствительность
Ригидность-пластичность
Экстраверсия
Интроверсия
Подчиненность-доминантность
Нейтротизм



Задание 15

Решите ситуацию и определите тип личности «работника» в зависимости от индивидуально-психологической характеристики:

Трем подругам предложили произвести перепланировку рабочего кабинета и комплектацию его мебелью и оргтехникой.

Первая стала обзванивать близлежащие фирмы и советоваться по возникшей проблеме._________________________________________________________

Вторая отправилась в библиотеку для изучения рекомендаций по оборудованию рабочих мест и специальной литературы по проблеме с учетом требований эргономики и техники безопасности.__________________

Третья начала рисовать различные варианты схем перепланировки и передвигать мебель._________________________________________________

Задание 16

Укажите основные виды темперамента и их отличительные психологические особенности. Заполните таблицу:

Вид темперамента Отличительные особенности Отрицательные проявления
1.
2.
3.
4.

Вывод:В ходе выполненной работы были закреплении теоретические знания по теме; определены доминирующие черты характера, оценены типологические особенности личности, а также была дана оценка наличию профессиональных способностей менеджера.


Практическое занятие № 10

Название работы: «Конфликт и стратегия поведения менеджера в конфликтной ситуации»

Цель работы:

ü Закрепление теоретических знаний по теме;

ü Тестирование тактики поведения в конфликте;

ü Изучение методов снятия напряженности;

ü Разрешение ситуаций по преодолению конфликтов в профессиональной деятельности менеджера.

Задание: Рассмотреть ситуации и изучить тактики по преодолению конфликтов.

Оборудование, приборы, документация:

1. Методические указания;

2. Раздаточный материал (таблицы, схемы, тесты, упражнения)

Методические указания будут отображаться в ходе выполнения работы.

Выполнение задания:

Задание 1

С помощью методики Томаса – Киллмена определите характерные лично для вас особенности поведения в конфликтной ситуации. Внимательно прочитайте каждое из двойных высказываний - А-Б – и выберите то из них, которое в большей степени соответствует тому, как вы обычно поступаете и действуете. Утверждения повторяются, но каждый раз в новом сочетании. Иногда сделать выбор трудно, но все равно необходимо. Долго думать не следует.

1. А. иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса. Б. Чем обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба согласны.

2. А. Я стараюсь найти компромиссное решение. Б. Я пытаюсь уладить дело с учетом всех интересов: и другого человека, и моих собственных.

3. А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего. Б. Иногда я жертвую собственными интересами ради интересов другого человека.

4. А. Я стараюсь найти компромиссное решение. Б. Я стараюсь не задеть чувств другого человека.

5. А. Улаживая спорную ситуацию, я все время пытаюсь найти поддержку у другого. Б. Я стараюсь сделать все чтобы избежать бесполезной напряженности.

6. А. Я пытаюсь избежать неприятностей для себя. Б. Я стараюсь добиться своего.

7. А. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса, чтобы со временем решить его окончательно. Б. Я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться другого.

8. А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего. Б. Я первым делом стараюсь определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.

9. А. Я думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникших разногласий. Б. Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего.

10. А. Я твердо стремлюсь добиться своего. Б. Я пытаюсь найти компромиссное решение.

11. А. Первым делом я стремлюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы. Б. Я стараюсь успокоить другого и, главным образом, сохранить наши отношения.

12. А. Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры. Б. Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет на встречу.

13. А. Я предлагаю среднюю позицию. Б. Я настаиваю, чтобы все было сделано по-моему.

14. А. Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах. Б. Я пытаюсь показать другому логику и преимущество моих взглядов.

15. А. Я стараюсь успокоить другого и сохранить наши отношения. Б. Я стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать напряжения.

16. А. Я стараюсь не задеть чувств другого. Б. Я обычно пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.

17. А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего. Б. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.

18. А. Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять ему на своем. Б. Я дам другому возможность остаться при своем мнении, если он идет мне на встречу.

19. А. Первым делом я пытаюсь определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы. Б. Я стараюсь отложить все спорные вопросы, чтобы со временем решить их окончательно.

20. А. Я стараюсь немедленно преодолеть наши разногласия. Б. Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь ля нас обоих.

21. А. Ведя переговоры, стараюсь быть внимательным к другому. Б. Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.

22. А. Я пытаюсь найти позицию, которая находится посередине между моей и позицией другого человека. Б. Я отстаиваю свою позицию.

23. А. Как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас. Б. Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

24. А. Если позиция другого кажется ему очень важной, я стараюсь идти ему навстречу. Б. Я стараюсь убедить другого пойти на компромисс.

25. А. Я стараюсь убедить другого в своей правоте. Б. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательнее к аргументам другого.

26. А. Я обычно предлагаю среднюю позицию. Б. Я почти всегда стремлюсь удовлетворить интересы каждого из нас.

27. А. Зачастую стремлюсь избежать споров. Б. Если это сделает другого человека счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.

28. А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего. Б. Улаживая ситуацию, я обычно стремлюсь найти поддержку у другого.

29. А. Я предлагаю среднюю позицию. Б. Думаю, что не не всегда стоит волноваться разногласий.

30. А.Я стараюсь не задеть чувств другого. Б. Я всегда занимаю такую позицию в споре, чтобы мы совместно могли добиться успеха.

Обработка результатов. Начисляйте по одному баллу за каждое совпадение:

- стиль «соперничество» характеризуют ответы: 3.А; 6.Б; 8.А; 9.Б; 10.А; 13.Б; 14.Б; 16.Б; 17.А; 22.Б; 25.А; 28.А;

- стиль «сотрудничество»: 2.Б; 5.А; 8.Б; 11.А; 14.А; 19.А; 20.А; 21.Б; 23.А; 26.Б; 28. Б; 30.Б;

- стиль «компромисс»: 2.А; 4.А; 7.Б; 10.Б; 12.Б; 13.А; 18.Б; 20.Б; 22.А; 24.Б; 26.А; 29.А;

- стиль «уклонение»: 1.А;5.Б; 6.А; 7.А; 9.А; 12.А; 15.Б; 17.Б; 19.Б; 23.Б; 27.А; 29.Б;

- стиль «приспособление (уступка)»: 1.Б; 3.Б; 4.Б; 11.Б; 15.А; 16.А; 18.А; 21.А; 24.А; 25.Б; 27.Б; 30.А.

Таким образом, значение каждого из пяти стилей (тактик) может колебаться от 0 до 12 баллов. Оптимальной тактикой поведения в конфликте считается такая, когда применяются все пять стилей поведения, и каждый из них имеет значение в интервале от 5 до 7 баллов. Ваш результат отличен от оптимального, если одни тактики имеют значение ниже 5 баллов, другие – выше 7 баллов (сумма баллов равна 30). Для оптимизации своего поведения в конфликте рекомендуется привести значения всех пяти тактик в интервал от 5 до 7 баллов, т.е. реже прибегать к тактике с завышенным значением и чаще использовать тактику, имеющую заниженное значение по результатам тестирования. Специалисты в области конфликтологии утверждают, что необходимо умелое применение всех пяти тактик (стилей)в зависимости от конкретных условий конфликтной ситуации.

Задание 2

1. Изучите методы снятия напряжения (избавления от своего гнева), предложенные Дж.Г. Скоттом:

Избавление от гнева с помощью «заземления». В своем воображении вы представляете, что вместе с гневом из вас уходит пучок отрицательной энергии. Вы представляете, как эта отрицательно заряженная энергия опускается вниз внутри вас и беспрепятственно уходит в землю.

Защита от гнева с помощью «проецирования» и уничтожения его. Вы должны расслабиться и изобразить, что излучаете гнев и проецируете его на воображаемый экран. Далее вообразите лучевую пушку и стреляйте из нее в экран. Это помогает избавиться от желания насильственных действий.

Защита от трудностей в общении с людьми. Есть люди, которые постоянно проявляют по отношению к другим злобу. Враждебность, причиняя неудобства в общении с ними. Рекомендуется вообразить что-то, напоминающее психологический барьер или защиту. Если нет возможности прервать с такими людьми общение. Тогда рекомендуется создать вокруг себя нечто похожее на энергетическую ограду, которая препятствовала бы проникновению отрицательной энергии. Можно, кроме того, вообразить стену, отделяющую вас от человека с отрицательным энергетическим зарядом. Такие методы описаны в литературе по биоэнергетике.

Как прекратить трудные взаимоотношения. Если люди не представляют для вас ценности и мешают правильному общению, необходимо создать определенную дистанцию между ними и вами. На какое-то время просто следует прекратить с ними общение.

Как не ввязываться в конфликт. Таким способом является самоотстранение от конфликтной ситуации, поскольку отрицательные эмоции или провоцирующие действия могут быть направлены не в вашу сторону. Поэтому не следует «ввязываться» в решение чужих проблем. Когда своих хватает. Возможными являются и случайные столкновения с человеком, которого раздражает сложившаяся вокруг ситуация, а ваше появление приводит к тому, что вы становитесь объектом для разрядки отрицательных эмоций. Чаще всего в подобных ситуациях люди отвечают агрессивным нападениям, и вы – уже участник конфликта. Если научитесь не отвечать раздражением на раздражение, то можно обойти стороной конфликтную ситуацию. Делать это необходимо, хотя и трудно. Чтобы суметь объективно оценить конфликтную ситуацию, нужно убедить себя в том, что к вам она не относится. Эта тактика «деперсонализации» достаточно эффективна. Даже если вам в будущем придется общаться с участниками этого конфликта.

Как дать воображаемый реванш. Такой метод подходит не для всех людей. Его можно применять с учетом личностных особенностей. Здесь речь не идет о реальном реванше. Этот метод можно использовать только с целью релаксации, а не нанесения ответного удара. В данной ситуации вы направляете свои эмоции в другое русло, не имеющее отношения к конфликтующим лицам. Эта тактика мнимого отмщения может помочь хотя бы на некоторое время отойти от конфликтной ситуации.

Преодоление страха и внутреннего раздора в конфликтной ситуации. Испытывая внутренний конфликт, человек часто остерегается входить в конфликтную ситуацию. Участие в ней может усугубить состояние разлада с самим собой и привести к обострению отрицательных эмоций. От них вы можете избавиться доступными для вас средствами, например релаксацией и другими методами, которые многократно описаны в психологической литературе.

Выполнение дыхательной гимнастики с целью снятия напряженности, раздражительности и расслабления. Вдохните через нос, направляя воздух в низ живота. Раздувая его, но оставляя без движения грудную клетку. Выдохните через рот, подтягивая живот и мышцы ягодиц. Сделайте это упражнение несколько раз (7-10).

Какие методы психологических исследований используются в названных приемах? Есть люди, с которыми вы хотели бы прервать взаимоотношения? Известны ли вам другие способы снятия напряженности?

2. Изучите упражнение из системы йогов, успокаивающее нервную систему: «Поочередное дыхание через правую и левую половину носа». Оно используется для тренировки нервно-эмоциональной сферы, снятия стресса, улучшения настроения и сна. Уменьшения артериального давления. Сядьте в наиболее удобное положение, скрестив ноги. Держите правую руку перед собой. Приложите слегка правый большой палец к правому крылу носа, не закрывая носовой проход. Приложите слегка безымянный палец этой руки к левому крылу носа, но не закрывайте его. Это исходное положение, с которого можно начинать упражнения. Все дыхание в системе йогов совершается при помощи брюшных и грудных движений полного дыхания. Придерживайтесь главного правила естественного дыхания6 при вдохе живот выпячивается, при выдохе втягивается. Слегка выдохните. Зажмите обе половины носа. Задержите воздух в легких в течении 8 отсчетов. Когда это упражнение в результате тренировок вы будете выполнять автоматически. Вам не нужно будет думать об основных движениях пальцев. Откройте правую половину носа, сняв с нее правый большой палец. Выдохните через правую половину носа со счетом 8. Без паузы со счетом 8 вдыхайте через правую половину носа. Зажмите обе половины носа и задержите дыхание в течении 8 отсчетов, применяя «замок подбородка». Откройте левую половину носа, подняв безымянный палец. Выдыхайте со счетом 8 через левую половину носа. Это – один цикл поочередного дыхания через обе половины носа. Таких циклов надо проделать 7-8 раз, 2-3 раза ежедневно.

Задание 3

Укажите вид конфликта (уровень конфликта) по классификации С.Р.Филоновича, соответствующий указанным причинам, заполните таблицу.

Причины, вызывающие конфликт Вид конфликта Уровень конфликта
Неэффективные коммуникации (коммуникативные барьеры, искажающие информацию)
Психологический дискомфорт, связанный с невозможностью достижения поставленной перед человеком цели
Недостаточно четкое распределение прав и обязанностей между группами
Конфликт между линейным и масштабным персоналом
Неясность относительно властных полномочий, которыми человек располагает
Потенциальные конфликты между организациями
Отличия в темпераменте, типе личности, системе ценностей
Недостаточно четкое распределение властных полномочий между сотрудниками

Задание 4

Дайте определение следующим понятиям:

Конфликт - _________________________________________________________ ___________________________________________________________________

Участники конфликта - _______________________________________________ ___________________________________________________________________

Оппонент - _________________________________________________________ ___________________________________________________________________

Объект конфликта - _________________________________________________ ___________________________________________________________________

Инцидент - _________________________________________________________ ___________________________________________________________________


Задание 5

Заполните таблицу, отметив звездочками степень проявления склонности к «Напористости» и к «Партнерству» при различных тактиках поведения в конфликте (* - низкая степень; ** - средняя степень; *** - высокая степень):

Тактика (стиль) поведения в конфликте Склонность к «Партнерству» Склонность к «Напористости»
Избежание
Приспособление
Компромисс
Конфронтация
Сотрудничество

Задание 6

Заполните таблицу, указав причины возникновения конфликтных ситуаций в зависимости от типов межличностных отношений в коллективе:

Типы межличностных отношений Причины возникновения конфликтных ситуаций
Организационно-управленческие
Правовые
Финансовые (материальные)
Коммуникативные
Оценочные
Психологические
Нравственные
Межнациональные

Задание 7

Заполните таблицу, указав меры прерывания конфликта на различных стадиях конфликтной ситуации:

Стадии конфликтной ситуации Способы разрешения (прерывания) конфликта
Появление проблемы, интересующей двух и более участников
Усиление встречного критичного анализа действий, высказываний, поступков. Черт характера
Выработка стратегий действий в конфликтной ситуации
Активный поиск фактов, доводов, подтверждающих правильность и объективность позиций оппонентов

Задание 8

Условия, в которых развивается конфликт Тактика поведения Преимущества данного стиля Недостатки данного стиля
Сугубо деловые взаимоотношения, достаточная авторитарная власть
Стороны способны выслушать друг друга, установлены прочные взаимоотношения
Обе стороны имеют одинаково убедительные аргументы; удовлетворение желания одной из сторон имеет для нее не слишком большое значение
Одна из сторон знает, что не может решить вопрос в свою пользу, обладает малой властью
Предмет разногласия не важен для одной из сторон или не особенно ее волнует; желание сохранить добрые отношения

Задание 9

1. Изучите 9 правил Дейла Карнеги «Как исправить человека, не оскорбляя его и не нанося ему обиды»:

Правило первое – начинайте с похвалы и искреннего признания достоинств собеседника.

Правило второе – указывайте на ошибки других не прямо, а косвенно.

Правило третье – сначала поговорите о собственных ошибках, а затем уже критикуйте своего собеседника.

Правило четвертое – задавайте собеседнику вопросы вместо того, чтобы ему что-то приказывать.

Правило пятое – дайте человеку возможность спасти свое лицо.

Правило шестое – выражайте людям одобрение по поводу малейшей их удачи и отмечайте каждый их успех. Будьте чистосердечны в своей оценке и щедры на похвалу.

Правило седьмое – создайте людям хорошую репутацию, которую они будут стараться оправдать.

Правило восьмое – прибегайте к поощрению. Создавайте впечатление, что ошибка, которую вы хотели видеть исправленной, легко исправима; делайте так, чтобы то, на что вы побуждаете людей, не казалось им трудным

Правило девятое – добивайтесь, чтобы люди были рады сделать то, что вы предлагаете.

2. Решите ситуации, используя вышеуказанные правила.

1) Директор магазина совершал обход секций. Он был доволен порядком и организацией работы. Все были заняты своим делом. Вдруг он увидел трех продавцов, о чем-то увлеченно беседующих и не торопящихся на свои рабочие места. Директор окликнул их и спросил, почему они не занимаются делом. Продавцы стали что-то невнятно говорить, но директор… Что предпринял директор?

2) Ваш подчиненный постоянно опаздывает на работу. И каждый раз, когда вы делаете ему замечание, находит оправдания, которые кажутся вполне объективными. Вы считаете, что так дальше продолжаться не может. В чем будет состоять цель вашей критики? Какую тактику критики вы изберете?

3) Ваш непосредственный начальник постоянно недоволен вашей работой. Что бы вы ни делали, он все бракует. Вы не раз пытались подстраиваться под него, но дело не изменилось. Тогда вы решили высказать ему критические замечания.

Как бы вы поступили на самом деле?

Что надо сделать, чтобы сохранить деловые отношения?

4) Руководитель объясняет молодому работнику, что надо придерживаться установленных правил, а не поступать по своему усмотрению. Молодой человек раздраженно отвечает: «Вы призываете к творчеству, а сами пресекаете всякую инициативу».

Как продолжить беседу, чтобы разговор получился искренним и не обидным?

Задание 10

Прочитайте афоризмы о конфликтах и объясните их смысл:

Лучше худой мир, чем добрая ссора - __________________________________ ___________________________________________________________________

Избегать ссор легче, нежели прекращать их - ___________________________ __________________________________________________________________

Я не стану ссориться со своим хлебом и маслом - _______________________ ___________________________________________________________________

Люди обычно ссорятся потому, что не умеют спорить - ___________________ ___________________________________________________________________

Из двух спорящих виновен тот, кто умней - _____________________________ __________________________________________________________________

Беспричинная ссора – вот признак глупости - ____________________________ ___________________________________________________________________

Вывод: В результате выполненной работы были изучены методы снятия напряжения, а также ситуации по преодолению конфликтов в профессиональной деятельности менеджера.

Практическое занятие № 11




1763233064108650.html
1763260756028502.html
    PR.RU™